Кипчакбаева Юлия Фаритовна, воспитатель разновозрастной группы

СОВМЕСТНЫЕ УСИЛИЯ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

СОВМЕСТНЫЕ УСИЛИЯ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Федеральные законы обязывают работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована на реальные потребности потребителей образовательных услуг («Концепция модернизации российского образования на период до 2010года»). 

Появившийся в 1995 году закон РФ «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответствеными участниками образовательного процесса. 

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

 Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. 

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине. Как сложно бывает достучаться до пап и мам!

 Как изменить такое положение?

 Как заинтересовать родителей в совместной работе?

  Начали работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи по теме «Организация работы с родителями в современном ДОУ». Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ вели по четырем направлениям. Информационное направление включает в себя: - родительские уголки , с периодически сменяемостью информации - папки - передвижки , 

 - семейный и групповые альбомы, 

 - фотоколажы , 

- фотовыставки ,

 - семейный вернисаж , 

- центры социально-эмоционального развития , 

- копилка Добрых дел. 

Форма работы через родительские уголки является традиционной. Но и эта форма помогала мне активизировать родителей Нами использованы рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали – отвечаем», «Говорят дети», «Вырастай-ка», «Благодарим за…», «Это интересно», «Поиграем вместе с детьми», «От всей души», «Обратите внимание», в которых помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть в домашних условиях и на отдыхе. Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

 Аналитическое направление с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка мы проводим анкетирования. Затем обрабатываем данные и выявляем особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогает нам лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. Мы разработали критерий эффективности взаимодействия родителей и детского сада в реализации образовательного процесса. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса. Позднее выделили и качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. 

Такой анализ позволил выделить несколько групп родителей: Родители – лидеры, Родители – исполнители, Родители - наблюдатели. Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. 

 Для скоординированной работы детского сада и родителей мы поставили перед собой необходимость решить следующие задачи: 

1. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

 2. Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников. С этой целью использовались активные формы и методы работы с родителями: 

- совместные экскурсии;

 - Дни общения; 

- Дни добрых дел; 

- Дни открытых дверей; 

- участие родителей в подготовке и проведении праздников,

 досугов; 

- оформление фотомонтажей; 

- совместное создание предметно – развивающей среды;

 - утренние приветствия;

 - тренинги; 

- семинар

 – практикум; 

- родительские гостиные;

 - телефон Доверия; 

- почта Доверия; 

- семейный вернисаж. 

- посещение семей воспитанников на дому; 

- общие и групповые родительские собрания; 

- консультации; 

- занятия с участием родителей;

 - выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

 - работа с родительским комитетом группы;

 - беседы с детьми и родителями.

 Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание «Будем знакомы» мы организуем в нетрадиционной форме. Игра «Давайте познакомимся и, будем дружить», объединила взрослых (все встали в круг и рассказывали немного о себе). Сначала все смущались, но это чувство быстро сменилось радостью и интересом. Минутка знакомства помогла снять напряжение. С интересом родители относятся к небольшим по объему текстовым материалам, рекомендациям, советам, которые носят характер краткой памятки. Было очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручали грамоты или благодарности. «Папы, мамы – молодцы! Во всем нам помогают. Белят, красят и поют, И в игры играют». Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров. Проведенная работа способствовала повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный период жизни. Родители познакомились с требованиями, которые предъявляются к дошкольникам, получили рекомендации по развитию речи, им были предложены игры и игровые упражнения по развитию умственных способностей детей. 

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. 

В группе проведены: - праздники «День Матери», «День рождения», «Лучшая семья моя», - развлечения «Семейные посиделки», «День смеха» - спортивные досуги «Семья – здоровый образ жизни», - вернисаж «В мире чувств и эмоций», «Наши дочки и сыночки», - совместные проекты «Моя родословная», «Моя семья» - выпуск семейных газет «Отдыхаем всей семьей», «Чудо – наше чадо», - празднование дней рождения - выставки семейных коллекций, реликвий Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Родители – самые дорогие и близкие люди! Они увидели, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания.

 В. А. Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью». Тесный контакт ребенка со старшими членами семьи эмоционально обогащает родственные связи, укрепляет семейные традиции, налаживает преемственность между поколениями. Праздник «День рождения» для детей в группе мы отмечаем ежемесячно. С большим нетерпением дети ждут этот праздник: для них это всегда ожидание чуда, предвкушение радости. И дети, и взрослые умеют творить маленькие чудеса в этот день. Праздник своего ребенка может стать праздником для других детей, но об этом должны позаботиться взрослые. Дети очень любят и ждут этот праздник, знают, что их обязательно поздравят, и они унесут с собой не только подарки, а массу незабываемых впечатлений.

 В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Доверительные отношения устанавливались постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем. Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится. На сегодняшний день можно сказать, что у нас в детском саду сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения

 Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.

10 октября 2024 в 05:33

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.